В случае отказа от закупки в связи с непреодолимой силой, необходимо доказать связь между отменой и обстоятельствами (Закон 223-ФЗ)
Июнь 1, 2020
Просмотров: 1242
В случае если заказчик отказывается от проведения закупки в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он должен представить комиссии ФАС России, доказательства наличия причинно-следственной связи между отменой закупки и действием обстоятельства непреодолимой силы.
В ФАС России поступила на действия (бездействие) заказчика ПАО (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке рабочей проектно-сметной документации, выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ на объекте: «Реконструкция и техническое перевооружение 5-этажного здания конструкторского и производственного комплекса ПАО» (далее — Конкурс, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке. Согласно части 5 статьи 3.2 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об отказе от проведения закупки только до окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке. При этом в соответствии с частью 7 статьи 3.2 Закона о закупках по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 статьи 3.2 Закона о закупках и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии с пунктом 1 письма Министерства финансов Российской Федерации от 19.03.2020 N 24-06-06/21324 распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимо силы. При этом согласно подпункту 3 пункта 5 письма Министерства финансов Российской Федерации от 27.03.2020 N 24-06-08/24649 заказчик вправе отменить конкурентную закупку на основании части 7 статьи 3.2 Закона о закупках при возникновении необходимости, обусловленной обстоятельствами непреодолимой силы, поскольку распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, является обстоятельством непреодолимой силы. Пунктом 4.17 Документации установлено, что решение об отмене закупки может быть принято после наступления времени и даты окончания срока подачи заявок и до заключения договора при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных соответствующим документом и влияющих на целесообразность закупки. Согласно информации, размещенной в ЕИС, уведомлением от 10.04.2020 б/н Заказчик отказался от дальнейшего проведения Конкурса.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что указанное решение об отказе Заказчика от дальнейшего проведения Конкурса обусловлено изменением финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на потребность в данной закупке, ввиду распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, являющейся обстоятельством непреодолимой силы.
Вместе с тем, Заказчиком на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих, что возникновение обстоятельств непреодолимой силы, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, повлияло на целесообразность закупки, а также не представлено доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между указанными обстоятельствами непреодолимой силы с невозможностью дальнейшего проведения Конкурса, в связи с чем Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о том, что указанные обстоятельства являются обстоятельствами непреодолимый силы, не позволяющими Заказчику осуществить дальнейшее проведения Конкурса. Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования части 5 статьи 3.2 Закона о закупках. Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России, выдала заказчику предписание об отмене решения заказчика об отказе от проведения закупки и продолжении закупки в соответствии с требованиями Закона о закупках.
В ФАС России поступила на действия (бездействие) заказчика ПАО (далее — Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по разработке рабочей проектно-сметной документации, выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ на объекте: «Реконструкция и техническое перевооружение 5-этажного здания конструкторского и производственного комплекса ПАО» (далее — Конкурс, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке. Согласно части 5 статьи 3.2 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об отказе от проведения закупки только до окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке. При этом в соответствии с частью 7 статьи 3.2 Закона о закупках по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 статьи 3.2 Закона о закупках и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии с пунктом 1 письма Министерства финансов Российской Федерации от 19.03.2020 N 24-06-06/21324 распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимо силы. При этом согласно подпункту 3 пункта 5 письма Министерства финансов Российской Федерации от 27.03.2020 N 24-06-08/24649 заказчик вправе отменить конкурентную закупку на основании части 7 статьи 3.2 Закона о закупках при возникновении необходимости, обусловленной обстоятельствами непреодолимой силы, поскольку распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, является обстоятельством непреодолимой силы. Пунктом 4.17 Документации установлено, что решение об отмене закупки может быть принято после наступления времени и даты окончания срока подачи заявок и до заключения договора при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных соответствующим документом и влияющих на целесообразность закупки. Согласно информации, размещенной в ЕИС, уведомлением от 10.04.2020 б/н Заказчик отказался от дальнейшего проведения Конкурса.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что указанное решение об отказе Заказчика от дальнейшего проведения Конкурса обусловлено изменением финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на потребность в данной закупке, ввиду распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, являющейся обстоятельством непреодолимой силы.
Вместе с тем, Заказчиком на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих, что возникновение обстоятельств непреодолимой силы, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, повлияло на целесообразность закупки, а также не представлено доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между указанными обстоятельствами непреодолимой силы с невозможностью дальнейшего проведения Конкурса, в связи с чем Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о том, что указанные обстоятельства являются обстоятельствами непреодолимый силы, не позволяющими Заказчику осуществить дальнейшее проведения Конкурса. Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования части 5 статьи 3.2 Закона о закупках. Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России, выдала заказчику предписание об отмене решения заказчика об отказе от проведения закупки и продолжении закупки в соответствии с требованиями Закона о закупках.
Скачать документ: Предписание ФАС России от 23.04.2020 N 223ФЗ-290/20