г. Владивосток, ул.Набережная 20, офис 319
Товар добавлен в корзину
Версия для незрячих
  1. Главная
  2. О центре
  3. Практика 223-ФЗ
  4. Позиция Верховного суда по закупкам у единственного поставщика (Закон 223-ФЗ)

Позиция Верховного суда по закупкам у единственного поставщика (Закон 223-ФЗ)

Октябрь 5, 2021 Просмотров: 101

ВС РФ обратил внимание, в каких случаях можно проводить закупку по Закону N 223-ФЗ у единственного поставщика

Избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения законодательства о защите конкуренции. Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам, например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы (пункт 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018).

Заказчик указал в положении о закупке, что услуги по организации питания можно приобрести у единственного поставщика, и заключал на этом основании договоры без проведения конкурентных процедур.

Отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере. ВС РФ признал недействительным пункт Положения о закупках учреждения позволяющий ему неограниченно закупать на конкурентном рынке у ЕП услуги по организации питания школьников.

Один из участников рынка таких услуг оспорил указанный пункт положения о закупке, считая его дискриминационным.

ВС РФ поддержал требования. Заказчики по Закону N 223-ФЗ должны соблюдать принципы равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции. Поэтому для закупки у единственного поставщика нужны объективные причины неэффективности конкурентных процедур, например:

● ограниченный товарный рынок
● колебание цен в узком диапазоне
● срочное размещение заказа
● закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция.

Скачать документ: Определение ВС РФ от 16.09.2021N 306-ЭС21-13429 по делу № А57-6544/2020

Аналогичный подход был сформулирован в обзоре судебной практики Президиума Верховного суда от 16.05.2018 по 223-фз.